История ГАИ

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла еще до появления автомобиля. Но только с его появлением эта проблема встала перед обществом со всей остротой. Весь автомобильный парк дореволюционной России насчитывал всего 12 тысяч единиц, поэтому каких-либо мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий практически не проводилось.

10 ноября 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел РСФСР издал постановление "О рабочей милиции", которое возлагало на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов обязанность учреждения рабочей милиции, а на гражданские и военные власти – содействие вооружению ее и обеспечению техническими средствами. Милиция сразу же включилась в работу по охране правопорядка и поддержанию безопасного движения транспортных средств и пешеходов на улицах городов.

В декабре 1917 г. Петроградский комитет охраны города предложил проект положения об охране Петрограда, который был одобрен Главным штабом Красной гвардии и НКВД РСФСР. Наряду с широким кругом вопросов охраны общественного порядка в этом положении впервые в Советской России была поставлена задача обеспечения безопасности дорожного движения.

12 октября 1918 г. была утверждена инструкция о советской рабоче-крестьянской милиции, которая, наряду с другими функциями, осуществляла "надзор за порядком движения транспорта и техническим состоянием дорог и мостов".

Одновременно с созданием милиции образовывались специальные службы по обеспечению безопасности дорожного движения в органах автомобильного транспорта.

Бесспорным остается тот факт, что первый нормативный документ, специально посвященный безопасности дорожного движения - декрет СНК СССР от 10 июля 1920 г. "Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)". Контроль за соблюдением правил возлагался в ту пору на Автоинспекцию транспортного отдела Московского Совета Рабочих и Красногвардейских Депутатов. Милиция и прочие представители власти обязаны были оказывать автоинспекторам всяческое содействие при исполнении ими служебных обязанностей.

22 ноября 1922 г. вышла "Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом". В ней говорилось, что в целях правильного урегулирования уличного движения всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиной около 11 вершков, красного цвета с желтой рукояткой)".

В связи с развитием городов, ростом количества автотранспорта вопросам безопасности движения уделяется повышенное внимание. Уже в положении "О рабоче-крестьянской милиции", утвержденному постановлением СНК СССР от 25 мая 1931 г. указывалось, что милиция "надзирает за соблюдением правил уличного движения, а также правил пользования трамваями, автобусами и т.п.", "надзирает за соблюдением правил общественной безопасности при производстве строительных, дорожных и других работ".

В мае 1931 г. при управлении Рабоче-крестьянской милиции Москвы был образован отдельный отряд регулирования уличного движения (ОРУД), аналогичные подразделения стали создаваться и в других городах.

В целях решительной борьбы с неправильным использованием и хищническим отношением к автотранспорту во всех ведомствах и организациях, Совет народных комиссаров СССР постановлением от 5 ноября 1934 г. принял решение "организовать при ЦУДОРТРАНСе Государственную автомобильную инспекцию, имеющею свои органы в союзные и автономных республиках, краях и областях, а также в районах со значительным количеством автомашин". Постановлением СНК СССР от 23 июля 1935 г. было утверждено положение о Государственной автомобильной инспекции ЦУДОРТРАНСа.

Не прошло и года как потребовалось расширение прав Госавтоинспекции. Поэтому 3 марта 1936 г. Госавтоинспекция была включена в состав Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР, а 3 июля 1936 г. СНК СССР принял постановление N1182 "Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР."

Эта дата и стала днем рождения Госавтоинспекции.

В 1938 году в нашем крае было всего 15 тысяч автомототранспортных средств, сегодня же транспортный парк края составляет 1,4 млн. автомобилей и мотоциклов. Если в 1935 году в городе-курорте Сочи было всего три автолюбителя , имеющих машины, то сегодня каждый второй мужчина в Краснодарском крае имеет водительское удостоверение.

Первые сотрудники автоинспекции на дорогах Кубани появились в 1935 году. В штате автоинспекции, скажем в городе Краснодаре, было всего два человека. Руководил службой тогда главный автоинспектор - Александр Митрофанович Куранов. А в городе Сочи, к примеру, был только один сотрудник - главный автоинспектор Игнат Иванович Калинин.

На вооружении у сотрудников ГАИ Кубани в то время был всего один легковой автомобиль и два мотоцикла - один из них марки ПМЗ с коляской ("Подольский мотоциклетный завод). Правда, работники ГАИ того времени с улыбкой шутили по поводу этого мотоцикла, дав ему не заводское, а свое "имя" "Попробуй меня заведи". А более остроумные научились читать и обратно: "Заведешь-можешь поехать!"

Таково было техническое оснащение нашей службы. В настоящее время подразделения ГИБДД оснащены почти 600 автомобилями, двумя тысячами радиостанций, 4-тью стами измерителями скорости, более 1200 компьютерами и многим другим оборудованием и вооружением.

В суровые годы Великой Отечественной войны работники ГАИ Кубани выполняли главную задачу того времени: "Все для фронта, все для победы!" Они проводили колоссальную работу по мобилизации автотранспорта, организации его ремонта для нужд Красной Армии. Осуществляя круглосуточное патрулирование по контролю за выявлением фактов нарушений режима военного времени, участвуя в проведении и организации совместно с воинскими подразделениями контрольно-пропускных пунктов, они не знали усталости, работали дни и ночи. Многие выполняли и боевые задачи.

В 1942 году на плечи работников ГАИ Кубани легла еще одна важная задача того времени - участие в эвакуации. Возглавлял службу ГАИ края в то тяжелое время Николай Галактионович Прокопенко. Много случаев героизма, мужества, выдержки проявляли тогда работники ГАИ. За выполнение боевого задания в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, проявленную при этом доблесть и мужество старший инспектор РУД (регулирования уличного движения) Леонтий Михайлович Бурлаченко был награжден орденом Красной Звезды. Жители города Краснодара называли его "Хозяином главной улицы", так как после войны много лет бессменно он регулировал движение на улице Красной.

Выполнял задания разведки в партизанском отряде, тогда старший госавтоинспектор Анапы - Александр Андрианович Нехорошкин в послевоенные годы 20 лет возглавлявший краевую Госавтоинспекцию.

В партизанском отряде находился и бывший госавтоинспектор, тогда еще Ивановского района, Борис Васильевич Федосеев, ушедший в конце шестидесятых годов на пенсию с должности начальника ГАИ Ейского района.

После освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, сотрудники ГАИ принимали активное участие в восстановлении народного хозяйства, разрушенного оккупантами.

В то тяжелое военное время на службу в подразделения ГАИ Кубани пришли женщины. Они бдительно несли службу, проявляя, порой, мужество и героизм. Долгое время были регулировщицами Мария Лепко и Лилия Мисикова. Старожилы до сих пор их, наверное, помнят.

От деятельности государственной автомобильной инспекции завесила не только безопасность дорожного движения, но и своевременная доставка грузов, их объем, рациональное использование транспорта, горючего. В эту пору Госавтоинспекция боролась и с преступниками, ворами и спекулянтами.

В 1973 году был зверски убит сержант милиции Виктор Васильевич Гришин, когда встал на пути вооруженных преступников. Он за проявленное мужество и героизм был награжден орденом Красной звезды посмертно. Его имя навечно занесено в списки личного состава Краснодарского полка ДПС ГИБДД. Его именем названа одна из улиц краевого центра.